b8e5d7cd     

Сац И А - Рассказы И Повести Сенкевича



И.А.Сац
Рассказы и повести Сенкевича
Послесловие к книге
Г.Сенкевич. Повести и рассказы
Генрик Сенкевич - один из самых читаемых прозаиков не только в Польше,
но и во всем мире. В польской литературной истории и критике, а также в
читательском мнении Польши он - признанный (хотя и не так безусловно, как
Мицкевич и Словацкий) классик.
Он был весьма популярен и в свое время. Фельетоны, рассказы, путевые
очерки первых лет, последовавшие за ними исторические романы читались всеми,
и ни одно из его произведений не осталось незамеченным Наибольшую
известность ему дали написанные в 1889 и 1892 годах романы на современные
темы - "Без догмата" и "Семья Поланецких", но как раз отзывы об этих романах
показывают, что слава Сенкевича была более широка, чем тверда, и что не
много можно найти писателей, которых так разно понимают и за столь различные
качества ценят или осуждают различные читатели. Выяснилось, что некоторые
читатели считают его сочинения более занимательными, чем значительными, и
что, с точки зрения этих читателей, Сенкевич - писатель, не всегда
остающийся в границах здравых понятий и хорошего вкуса.
Как бы хорошо ни относиться к Сенкевичу, нельзя не считаться с
читателями и этой последней категории: среди них были видные польские
литераторы и - Антон Павлович Чехов О романах Сенкевича из польской истории
он отзывался неприязненно и с насмешкой, романы на современные темы вызывали
у него даже резкую враждебность. Свое письмо к Суворину Чехов начал словами:
"Одолеваю "Семью Поланецких"...", как бы торопясь в первой же фразе сказать,
что это чтение ему трудно и неприятно*. Чехов видит в авторе "Семьи
Поланецких" подражателя, с одной стороны, современной пошловатой французской
буржуазной романистике на социальные темы, а с другой стороны - Потапенко,
русскому эпигону реализма, писателю неглубокому и любящему угощать читателей
смесью весьма бледной либеральной "социальности", светскости, идеальничанья,
заигрыванья с церковью. "Сенкевич, по-видимому, не читал Толстого, - писал
Чехов, - но зато каждая страница у него так и пестрит Рубенсами, Боргезе,
Корреджио, Боттичелли - и это для того, чтобы щегольнуть перед буржуазным
читателем своею образованностью и показать кукиш в кармане материализму.
Цель романа: убаюкать буржуазию в ее золотых снах. Будь верен жене, молись с
ней по молитвеннику, наживай деньги, люби спорт - и твое дело в шляпе и на
том и на этом свете. Буржуазия очень любит так называемые "положительные"
типы и романы с благополучными концами, так как они успокаивают ее на мысли,
что можно и капитал наживать и невинность соблюдать, быть зверем и в то же
время счастливым".
______________
* А.П.Чехов, Полн. собр. соч., Гослитиздат, 1949, т.XVI, стр.240.
Письмо Суворину от 13 апреля 1895 г.
Эта злая и ясная характеристика звучит убедительно. Но познакомимся с
мнением другого великого писателя и современника, высказавшегося о тех же
социально-психологических романах Сенкевича. 20 марта 1890 года Л.Н.Толстой
записал в дневнике: "Читал с девочками Сенкевича - недурно". (Речь идет о
романе "Без догмата", печатавшемся тогда главами в "Русской мысли".) 24
июня: "Вчера читал "Без догмата". Очень тонко описана любовь к женщине -
нежно, гораздо тоньше, чем у французов, где чувственно, чем у англичан, где
фарисейно, и у немцев - напыщенно..." (Это написано в том же году, когда
Толстой записал, что был не удовлетворен "Ньюкомэнами" Теккерея, "Дикой
уткой" Ибсена, "Горькой судьбиной" Писемског



Содержание раздела